Ефименко Елена Владимировна, воспитатель

Моя педагогическая находка,Описание опыта работы

11 марта [пн]

«Моя педагогическая находка»

Ефименко Елена Владимировна, воспитатель

 МБДОУ д/с «Солнышко»

 г.Суража, Брянской области

Тема  педагогической находки  «Макетирование как успешная технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста».

Важнейшей отличительной  особенностью ФГОС ДО  является системно – деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде с макетами, т.к. они позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, играть. Я считаю, что одним из перспективных способов развития  детей дошкольного возраста является макетирование.

Выбор темы моего педагогического исследования «Макетирование как успешная технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста» оказался очевидным после первых месяцев работы. Я с большим энтузиазмом расширяла предметно-развивающую среду в своей группе, но каждый раз замечала, что дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Я готовила к занятиям как можно больше наглядного материала, чтобы активизировать детей и как можно больше успеть, но быстро заметила, что материал скапливался и оставался невостребованным после одного, двух применений, а вне занятий он сам уже терял свою ценность.

И тогда я задумалась…… Вс новое – это хорошо трансформируемое старое, и как все гениальное, оно просто! Я заинтересовалась технологией макетирования и окунулась в детство!

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.

  Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи.

Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.

Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;

Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;

Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

Через любой игровой макет я  решаю  цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

Макет бывают: напольным,  настольным, подиумным, настенным. Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности.

Наборы персонажей, аксессуары  доступны детям для свободного выбора игры. Поэтому мы храним материал в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать замысел игры.

При планировании игр с универсальными макетами используются приемы: создание предметно игровой среды макетов, придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя всюжет реалистические и фантастические события, презентация дополнительного материала для игры-макета, беседа после игры  - выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

Работу по использованию макетов в детском саду начала с младших групп. Изготовила  небольшой макет «Зимний сказочный дворик», «Сказка».

К концу года   дети уже самостоятельно стали показывать сказки, придумывали и обыгрывали новые сюжеты. Показ сказок на макете «Сказочный домик » обогатил восприятие детей впечатлениями. Сказки объединили детей, учили играть коллективно. Макет «Аквариум». В процессе игры с  макетами «Аквариум с рыбками» знакомлю детей с названием аквариумных рыбок, условно учимся заботиться о них, следят за тем, на какой рыбки не стало в аквариуме, а какая наоборот появилась.

Универсальный Макет- «Безопасный город» служит основой для организации дидактических сюжетно – ролевых игр с мелкими игрушками и дополняется разнообразными предметами ( лего – конструктором , мелкими игрушками и.т.)

В данном макете объединены несколько мини – макетов:

«Улица. Жилой комплекс», «Правила дорожного движения», «Парк развлечений», « ЖКХ» - котельная.

Предлагаю детям игровой сюжет или игровые ситуации. Предварительно провожу игру «Кто ты такие ?».В ходе игры мы выясняем , что в разных случаях человек может называться по разному. Например: если вы живете в городе, значит вы кто? ( горожане);если вы идете по тротуару?  (прохожие или пешеходы); и.т.д. пассажиры, посетители, водитель). Затем идет работа с макетами.

Обучение детей правилам пожарной безопасности – одно из важнейших задач воспитателя. Для этого мы изготовили ряд макетов по ПБ: «Пожарный щит», «Пожар в лесу» и подиумный макет «Спички детям не игрушки». Цель макетов познакомить детей с первичными средствами пожаротушения. Использую в работе дидактические игры: «Что нужно пожарным», «Хорошо – плохо», « С чем можно играть?».

Знакомя детей младшей и средней группы с домашними животными изготовила макет «Скотный двор»,«Мини – ферма» который применила на познавательных занятиях, в дидактических играх, таких как: «Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто, где живет», «Кто, что ест?».

Затем в группе появились макеты «Парк развлечений». Для привлечения детей к изготовлению создала проблемную ситуацию. Мы с детьми задумались, а трудно ли создать парк развлечений?. Далее работа по использованию макетов стала носить тематическую направленность. Так появились в группе макеты «Времена года», «Правила дорожного движения».

Работа по созданию макетов также предполагают взаимодействие с родителями воспитанников. Мы активно подключаем родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.

Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.